Развитие энергетики будут определять федеральная и региональные программки

Инвесторы не торопятся вкладывать средства в модернизацию энергетической отрасли. Эта неувязка стала темой обсуждения на состоявшемся в Новосибирске расширенном заседании Координационного совета по энергетике Межрегиональной ассоциации Сибирское соглашение (МАСС).

В Две тыщи 10 году в основном отраслевом документе — Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики — в первый раз появился раздел Инновационное развитие, содержащий пилотные демо проекты. Всего в документе их более 20, из их в Сибири в 2011-2020 годах будет реализовано три. Они все касаются работы угольных станций. На Татауровской ГРЭС в Забайкалье, Алтайской КЭС и Березовской ГРЭС в Красноярском крае будут испытывать угольные блоки, рассчитанные на суперсверхкритические характеристики пара. Не считая того, запланировано сделать несколько демо установок управляемых линий электропередачи: Забайкальский преобразовательный комплекс несинхронного объединения Объединенной энергосистемы Сибири и ОЭС Востока, Амурский преобразовательный комплекс несинхронной связи ОЭС Сибири и ОЭС Востока, управляемое устройство продольной компенсации и фазоповоротное устройство для связи ОЭС Урала и ОЭС Сибири. Пилотные проекты должны уверить инвесторов вкладывать средства в новые технологии.

— Основной недочет Генеральной схемы, принятой сначала Две тыщи восемь года, — это отсутствие устройств ее реализации. Проекты и их выполнение шли в различные стороны, — считает генеральный директор ЗАО Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике Игорь Кожуховский. — Потому при корректировке повышенное внимание нами было уделено разработке устройств внедрения.

Предлагаемые экономические механизмы реализации Генеральной схемы включают развитие рынка электроэнергии и рынка мощности, длительные сетевые тарифы. Необходимыми являются общеэкономические условия, такие как рост экологических платежей, введение платы за выброс углекислого газа.

Развитие энергетики будут определять федеральная и региональные программки

— Под эгидой министерства энергетики уже сотворена система постоянного мониторинга с выездом на места. Контролируются строительство объектов, издержки и т.д.. При сегодняшней цены строительства у нас нет шансов на успешную реализацию Генеральной схемы, — отметил Игорь Кожуховский.

К административным механизмам реализации Генеральной схемы относятся принятие технических регламентов, определяющих требования к эффективности энергетического оборудования, в том числе предельные сроки эксплуатации устаревшего оборудования; формирование при координации со стороны минэнерго РФ государственно-частных партнерств по созданию пилотных проектов внедрения новых технологий производства и передачи энергии; создание системы мониторинга цены строительства и модернизации энергетических объектов и принятие комплекса мер по минимизации серьезных издержек.

Еще одним административным рычагом является переход на договоры по формуле бери либо плати, предусматривающие обоюдную финансовую ответственность меж генерирующими компаниями и большими потребителями. Практика указывает, что отдельные местности утверждают прогнозы электропотребления, которые в предстоящем не подтверждаются, но заявки становятся предпосылкой строительства новых станций. Таковой механизм и был введен для того, чтоб повысить ответственность за ввод новых энергообъектов в согласованные сроки.

Не дожидаясь, пока Генеральная схема выйдет из аппарата правительства, Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике выпустило документ-дублер, корректно назвав его Сценарные условия и доведя его до всех генерирующих и сетевых компаний. Тем был запущен процесс формирования программ, призванных развить и уточнить Генеральную схему на уровне каждого субъекта РФ.

— У субъектов есть основной инструмент — программка развития региональной энергетики с горизонтом планирования в 5 лет, но с ее помощью нереально реализовывать то, что запланировано на 20. Нельзя заинтриговать бизнес вопросами развития электроэнергетики исходя из настолько недлинного срока. За этот период времени необходимо вложить средства и быть уверенным, что они принесут отдачу. Имеющиеся инструменты не заряжены на выполнение устройств Генеральной схемы, — произнес он.

Заместитель полномочного представителя президента в Сибирском федеральном окружении Владимир Псарев направил внимание членов Координационного совета на то, что принимаемая Генеральная схема рассчитана на период до Две тыщи 30 года, но в РФ нет программки социально-экономического развития на таковой же срок. Существует концепция длительного развития, но она ограничена Две тыщи 20 годом.

Главные задачки, стоящие перед разработчиками региональных программ, — это: планирование развития сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей, наибольшее развитие когенерации и модернизация систем централизованного теплоснабжения, формирование размеренных и подходящих критерий вербования инвестиций в региональную энергетику. По воззрению профессионалов, большие русские энергокомпании имеют открытый доступ к стратегическим вкладывательным ресурсам, в то время как маленькие региональные предприятия, реализующие городские проекты, испытывают трудности в получении кредитов. Потому стоит задачка выполнить переход с федерального уровня на региональный. Генеральная схема сыграла свою роль, определив многообещающие направления развития энергетики. Дальше региональные программки должны сделать определенный план развития электроэнергетики на местном уровне, стать основой принятия длительных тарифов. Не будет длительных тарифов — не будет инвестиций, — объяснил Игорь Кожуховский.

Размещение новых энергетических объектов должно быть плотно сплетено с планами развития больших энергопотребителей, а в данном случае можно с уверенностью гласить о крепкой базе для вербования инвестиций в региональную энергетику. При этом в Сибири вероятны проекты, выходящие за рамки отдельных территорий. Примером является север Иркутской области и западная часть Якутии, где идет реализация огромных вкладывательных проектов по освоению месторождений нужных ископаемых — нефти, газа, золота, стальной руды и угля. Тут строят новые инфраструктурные объекты, возникают новые промышленные предприятия.

— Развитие электросетевой инфраструктуры на базе государственно-частного партнерства дозволит сделать на востоке РФ наикрупнейший территориально-промышленный комплекс (ТПК), — выделил генеральный директор электросетевой компании Борис Каратаев.

Добыча попутного газа на больших нефтегазоконденсатных месторождениях является неплохой предпосылкой для строительства новых газовых электрических станций с выдачей мощности для покрытия возрастающего энергопотребления и обеспечения местных нагрузок. В Иркутской области готовы выстроить газовую ТЭС мощностью Один 200 МВт в районе города Усть-Кут, но требуется развивать сети. Суммарные инвестиции, требуемые для развития магистральной сетевой инфраструктуры, составят более семнадцати млрд рублей на первом шаге и более 20 четыре млрд — на втором. По воззрению Бориса Каратаева, проект ТПК должен осуществляться на базе государственно-частного партнерства, при всем этом создание инфраструктурных объектов следует финансировать за счет Вкладывательного фонда РФ, а коммерческих компаний — за счет инвестиций личного бизнеса. Зачинателем сотворения территориального промышленного комплекса должны вместе выступить правительства Иркутской области, Республики Саха (Якутия) и Республики Бурятия.

Теги: