Ядерная энергетика РФ в будущем столетии

Ядерно-энергетический комплекс (ЯЭК) – это девять современных атомных станций (29 энергоблоков), обеспечивающих 15% полной выработки электроэнергии в стране и около 25% в ее европейской части.

Когда-то величавый РезеРФорд на вопрос, получится ли в дальнейшем использовать энергию, сокрытую в атоме, ответил, что это время никогда не наступит, и тот, кто строит такие планы, – фантазер, живущий на Луне. Но не прошло и 2-ух 10-ов лет, как у нас в стране заработала (1954 г.) 1-ая в мире атомная электрическая станция (АЭС в Обнинске).

История учит, что в эволюции обществ постоянные уровни, либо эры, определяются технологиями. Ядерные технологии меняют мир, сохраняя для населения земли ценнейшее углеводородное сырье и улучшая экологию на планетке. Глубочайший анализ мировой энергетической системы, выполненный интернациональной командой профессионалов, показал, что обычная энергетика на органическом горючем не имеет грядущего в том смысле, что идет осязаемое истощение дешевеньких и вседоступных месторождений нефти, газа и угля, и это безизбежно ведет к существенному удорожанию энергии. Масштабы сжигания органического горючего сейчас уже в разы превосходят те, с которыми природа может совладать. Необратимые нехорошие последствия нарушают био циклы не только лишь в регионах, да и на всей планетке.

Мир стоит перед проблемой: какую в этих критериях выбрать энергетическую стратегию?

Термоядерная крепость пока не пала. И тут нам придется подождать.

Если же управляться прагматизмом общечеловеческим, и в особенности вытекающим из современных русских ценностей, и исключить из рассмотрения методы производства энергии, которые технологически в текущее время слабо проработаны и требуют большущих вложений на доведение их до сколько-либо применимой рентабельности, то остается признать, что природа оставила нам единственный вариант развития глобальной энергетики – это энергетика, основанная на ядерном делении изотопов урана, плутония, тория. Циклопическое количество энергии, освобождаемой при делении 1-го ядра, помноженное на большенные природные припасы урана и тория, обусловливает преобладание и действенное развитие ядерной энергетики на сотки и тыщи лет.

Ядерная энергетика может быть реализована в замкнутом пространстве, при всем этом на хим элементах, не вовлеченных в био циклы Земли. Природные циклы таких актуально принципиальных частей, как водород, кислород, углерод и азот, также не затрагиваются. Таким макаром, ядерный энергоисточник при обычной работе неопасен, экономичен и экологически чист.

Реформирование такового сложного комплекса нацелено на преодоление проблем, которые тормозят поступательное движение отрасли, и нацелено на реальное возвращение ядерно-энергетическому комплексу страны практически корпоративного статуса.

Вклад РФ в интернациональный ядерный проект под эгидой МАГАТЭ очень важен. Проведенные в Минатоме РФ исследования проявили действительность кардинальных технологических преобразований, решающих комплексно препядствия нераспространения, ресурсные и экологические препядствия, также способствующих окончанию процесса ядерного разоружения и воспрещения с полной ликвидацией ядерного орудия.

Сейчас ученые Минатома РФ удачно работают над проектами атомных реакторов высочайшей безопасности для АЭС последнего поколения. В этих реакторах реализуется мысль внутренне присущей безопасности, достигаемой не столько инженерными средствами, сколько за счет использования базовых физических и хим параметров ядерного горючего, теплоносителя, других компонент и всей энергоустановки в целом.

Следует особо выделить, что развитие неопасной ядерной энергетики является одной из важных превентивных мер по обеспечению энергетической безопасности страны. Потому острый недостаток вкладывательных ресурсов в ядерной энергетике увеличивает возможность появления и реализации угроз энергетической безопасности. Нужен комплекс определенных мер по защите от угроз и обеспечению устойчивого функционирования и поступательного развития ядерной энергетики, включая меры размеренной федеральной поддержки.

Запуск первой АЭС положил начало созидательной деятельности атома. С того времени атомная ветвь постоянно, из года в год, увеличивала научно-технический и промышленный потенциал, все более приметно влияя на экономику страны и накрепко обеспечивая ее оборонное могущество. Нереально переоценить значимость ядерных вооружений как мирового явления. Ядерное орудие для нашей страны – святая святых государственной безопасности, и, как заявил Президент России В.В. Путин, «мы будем сохранять и крепить ядерно-оружейный комплекс РФ и увеличивать надежность ее ядерного щита» (Из выступления на Коллегии Минатома РФ 31 Марта 2000 г.).

Постчернобыльский накат затормозил поступательное развитие ядерной энергетики, но совместно с тем сынициировал новый всплеск научно-технической мысли в направлении кардинального увеличения безопасности, надежности и экономической эффективности российских АЭС. Сейчас уже достигнуты такие успехи, что мы вправе уверенно свидетельствовать о передовом в мире уровне, занимаемом русской ядерной энергетикой по обозначенным показателям. И наша державная обязанность по отношению к обеспечению энергетической и в целом экономической безопасности и ответственность перед будущим экономики страны заключается во всемерном вербовании внимания общественности и истеблишмента к ядерно-энергетическим дилеммам и в преодолении воинствующей некомпетентности, влияющей, к огорчению, на принимаемые решения.

В текущее время подавляющее большая часть людей цивилизованного мира понимают, что хищническое сжигание ископаемого органического горючего безизбежно приведет к экологической катастрофе с непредсказуемыми последствиями для всего живого на Земле. Понимая сегодняшнее и в обозримом будущем состояние дел с ресурсосберегающими технологиями, возобновляемыми источниками энергии и не впадая в технические грезы, спецы издавна сделали вывод, что кандидатуры ядерной энергетике в сохранении для потомков припасов ценнейшего сырья и предотвращении конфигурации климата нет. Энергоресурсная картина РФ непременно станет более радужной, если будет реанимирован курс на высочайшие ядерные технологии, которые не зависят от расстояний, обычных энергоресурсов, климата.

В процессе внедрения в управление отраслью информационных технологий решаются задачки:

Подведомственная Минатому РФ ветвь в рамках Концепции государственной безопасности России поддерживает на требуемом уровне ядерно-оружейный потенциал страны, обеспечивая выполнение важной для страны задачки ядерного сдерживания. На этом направлении, невзирая на маленькие объемы заказа в общем объеме товарной продукции отрасли, сосредоточены ведущие научные и технологические ее ресурсы.

Уникальная промышленная система, называемая Минатомом РФ, отличается высочайшей наукоемкостью, масштабностью и целостностью. Она обхватывает полный комплекс научно-исследовательских (включая фундаментальные и поисковые НИР), опытно-конструкторских, строительно-монтажных, пуско-наладочных и производственных работ по проектированию, строительству и эксплуатации АЭС и АСТ, производству на их электро- и термический энергии, также по созданию ЯБП (ЯЗ) и ядерных энергоустановок для средств морского и галлактического базирования военного и штатского предназначения.

Комплекс работ в отрасли по производству ядерного горючего образует ядерно-топливный цикл (ЯТЦ), который реализуется на технологически связанных предприятиях и в объединениях, выполняющих крупномасштабные работы по добыче и переработке сырья (сначала уранового), производству ядерных материалов и веществ в широком ассортименте (в том числе уникальных и особо незапятнанных), изготовлению из их узлов, агрегатов и систем для атомной энергетики, ядерного орудия и установок военного предназначения, строительству и эксплуатации больших атомных объектов, переработке и регенерации облученного ядерного горючего на базе неопасных технологий обезвреживания радиоактивных отходов, их локализации и захоронения.

Подводя итоги произнесенному, следует максимально серьезно и с глубочайшим осознанием отнестись к вместительному выражению Президента России В.В. Путина о том, что «мирный атом – самый многообещающий и неисчерпаемый ресурс. С ним связаны самые смелые проекты и прогрессивные технологии. И значение атомной отрасли неоднократно возрастает».

Короткая черта подотраслей как подсистем большой системы, образованной российскей атомной промышленностью, состоит в последующем: Ядерно-оружейный комплекс (ЯОК) является уникальным государственным достоянием. Военная безопасность страны в определяющей мере находится в зависимости от состояния этого комплекса. К его исключительной компетенции относится и неувязка экологически неопасного хранения и утилизации выведенных из боевого состава ЯБП (ЯЗ), реакторов атомных подводных лодок (АПЛ), кораблей и судов с ЯЭУ.

Предприятия ЯОК проводят фундаментальные и прикладные исследования, опытно-конструкторские работы, неядерные (и натурные в случае снятия запрета) тесты и моделирование образцов вооружения и военной техники на опытно-экспериментальных площадках и Центральном полигоне страны, серийное создание и авторский надзор.

Можно ли представить для себя быстро наступающую постиндустриальную эру с большими энергопотребностями и сразу с высочайшей экологической культурой производства без отлично организованной и неопасной ядерной энергетики? Вопрос риторический в силу очевидности ответа. Важным достижением людского разума считается освоение ядерной энергии. Открытие ядерного энергоисточника состоялось, и «вернуть джинна в бутылку» никто не сумеет. Вопрос сейчас в том, чтоб фактически обосновать безальтернативность «мирного атома».

Длительная роль ЯЭК в общей дилемме энергоснабжения страны обоснована единой целью для всех ядерных держав мира – решить ресурсные и экономические задачки, связанные с неминуемым ростом в наиблежайшие десятилетия энергетических потребностей.

Ядерно-топливный цикл (ЯТЦ) обхватывает деятельность большой группы компаний атомной индустрии, изготовляющих в едином цикле ядерное горючее для российских атомных станций, также для поставки на забугорные рынки. Условия развития ядерной энергетики в наиблежайшее десятилетие в значимой мере определяются тенденциями в совершенствовании ЯТЦ.

ЯТЦ является фундаментом ядерной энергетики и производства ЯБП (ЯЗ). Этим обеспечивается целостность атомной отрасли.

Будущее – за замкнутым ЯТЦ. Замкнутость цикла превращает атом в безальтернативный источник энергии.

Ядерная наука – это и есть то неоценимое основание, на котором появилась, быстро обрела современный масштаб и развивается атомная промышленность, включая оружейный комплекс.

Особенное место в деятельности Минатома РФ занимает мирового уровня базовая наука, включающая такие большие и имеющие мировую значимость препядствия, как управляемый ядерный синтез (проект ИТЭР) и физика плазмы, физика больших энергий (проект УНК) и базовая ядерная физика, синхротронное излучение (включая препядствия лучевых применений), высокотемпературная сверхпроводимость.

Ядерная наука тесновато переплетается с базовой наукой, базируясь на достижениях физики больших энергий и физики твердого тела, квантовой и релятивистской теории, математической физики и химии.

НИИ Минатома РФ в интересах развития атомной отрасли в целом ведут исследования на широком фронте научных дисциплин: физика ускорителей и физика лазеров, сверхсильные магнитные поля, радиохимия и радиационная химия, материаловедение и т. д.

• концентрация компаний и акционерных обществ в рамках нескольких вертикально-интегрированных структур (холдингов), создание управленческой вертикали в рамках замкнутых технологических и производственных циклов в целях оптимизации количества объектов управления и создание управленческой компании, осуществляющей управление имущественным комплексом.

Авторитет и значимость подведомственной Минатому РФ отрасли для всей экономики России, научно-технической и промышленной базы ведущих отраслей индустрии, и в особенности для обороноспособности страны, также международное значение атомной отрасли определяются целями ее сотворения (разработка и создание российского ядерного орудия, освоение атомной энергии в мирных целях), фуррорами резвого развития и мировым признанием исторических достижений в отрасли (1-ое натурное испытание ядерного орудия – Одна тыща девятьсот 40 девять год, запуск первой в мире атомной электростанции – Одна тыща девятьсот 50 четыре год и т.д.). В отрасли работает более Триста 50 тыщ человек. Посреди их – около 4,5 тыщи медиков и кандидатов наук, в том числе 20 четыре реальных членов и членов-корреспондентов Русской академии. В индустрии занято 43,3% работников отрасли, науке – 17%, строительстве – 20,6%, в других сферах – 19,1%. В 10 закрытых городах, жизнь и деятельность которых до ближайшего времени полностью связана с решением научно-производственных задач отрасли, проживает в каждом приблизительно 100 тыщ человек. Масштабность и многопрофильность отрасли, рассредоточенность ее компаний на широкой местности России – одна из отличительных особенностей Минатома РФ.

К новым и очень принципиальным фронтам в развитии Минатома РФ, составляющим делему не только лишь социально-экономического нрава, да и политическую, относятся создание замещающих производств, оказавшихся в текущее время на территориях стран близкого зарубежья, и развертывание больших производств по утилизации ядерных боеприпасов, и сначала оружейного плутония, также снятых с вооружения АПЛ.

• 30 5 акционерных обществ с уставным капиталом от 20 5 до 50%;

Структурные сдвиги, происходящие в отрасли, конверсионные процессы на предприятиях привели к насыщенной диверсификации их деятельности и созданию новых крупномасштабных производств и научно-производственных комплексов, для которых программный разрез стратегического планирования оказывается магистральным направлением стабилизации и экономического подъема в критериях «разворота» и углубления экономических реформ в России. Задачи эффективности ядерно-промышленного производства составляют важный фактор развития Минатома РФ. Экономический подъем с неувеличивающейся и тем паче понижающейся экономической эффективностью в новых хозяйственных критериях недопустим, так как он значит неприемлемый сейчас ускоряющийся расход ресурсов.

Темп роста отраслевого продукта прямо определяется незапятнанными инвестициями и вкладывательной эффективностью. Эти причины и должны стать определенными ценностями промышленной политики Минатома РФ, которая представляет собой единство структурно-инвестиционной и денежной сфер функционирования отрасли в современных критериях.

В области обеспечения безопасности АЭС Стратегией предусматривается:

Тяжелая ситуация в вкладывательной сфере Минатома РФ меняется в наилучшую сторону очень медлительно. И это, вместе с трудностями, связанными с неплатежами и разрывом ряда производственно-технологических связей, не позволяет более интенсивно проводить структурные преобразования и обеспечивать полновесную реализацию комплекса Мотивированных программ, обхватывающих все сферы деятельности отрасли, и сначала: развитие неопасной атомной энергетики, улучшение и создание последнего поколения ядерных боеприпасов завышенной эффективности и высокоточных образцов военной техники, конверсию компаний отрасли, включающую разработку и создание наукоемкой продукции народно-хозяйственного предназначения и продуктов народного употребления в широком ассортименте, пользующихся высочайшим потребительским спросом (электрическая техника и средства автоматизации, мед техника и препараты на базе нуклидов, волоконно-оптическая техника, электрогазовое оборудование, оборудование по переработке молока, прецизионные ядерно-измерительные и уникальные наносекундные измерительные приборы, многообещающие и особо незапятнанные материалы, драгоценные металлы и технические алмазы).

Особо важную роль в текущее время приобретает предложенная Президентом России В.В. Путиным на саммите тысячелетия инициатива, которая открывает принципно новый шаг развития мировой ядерной энергетики. «Инициативой Президента» (так в Минатоме РФ называется с этого момента первоочередная задачка развития) приглашается все мировое общество к широкому интернациональному сотрудничеству по разработке инноваторских ядерных технологий с естественной (внутренне присущей) безопасностью.

Формирование в отрасли корпоративных отношений и корпоративной экономики опирается на технологическую мощь атомного машиностроения, передовые заслуги науки и техники, инновационно-инвестиционный и консолидированный денежный потенциал.

Структура управления ряда отраслевых компаний должна обеспечивать полный госконтроль за их деятельностью со стороны Минатома РФ как муниципального органа управления внедрением атомной энергии. Создание муниципальных компаний нового типа обусловливает среднее функционирование атомной отрасли, обеспечивает ее конкурентоспособность на мировом рынке. Положение об усилении регулирующей функции страны в сложившихся в последние годы критериях функционирования государственной экономики стало очень животрепещущим. Эффективность муниципального воздействия на атомную ветвь должна проявиться в кардинальной активизации ресурсосберегающей политики (газ, нефть, уголь), резком повышении экспортных способностей по главным позициям экспорта атомной отрасли и повышении роли атомной промышленности в целом как донора русской экономики.

Правительством России 25 Мая 2000 г. одобрена (протокол № 17) Стратегия развития атомной энергетики РФ в первой половине XXI века. В текущее время в РФ эксплуатируются на 9 АЭС 20 девять энергоблоков общей установленной мощностью более 21,2 ГВт (эл). В числе их Тринадцать энергоблоков с реакторами типа ВВЭР (6 энергоблоков с реакторами типа ВВЭР-440 и Семь энергоблоков с реакторами типа ВВЭР-1000), Одиннадцать энергоблоков с реакторами типа РБМК, Четыре энергоблока с реакторами типа ЭГП (Билибинская АТЭЦ) и Один энергоблок с реактором на стремительных нейтронах БН-600 (Белоярская АЭС).

АЭС с реакторами всех типов стабильно работают в базисной части графика нагрузок, а Билибинская АТЭЦ работает в скользящем графике покрытия требуемых энергетических и термических нагрузок изолированного района – Чукотского автономного окрестность.

• разработка технико-экономических обоснований строительства АЭС для замещения выбывающих мощностей, также строительства АЭС на новых площадках;

Толика производства электроэнергии на АЭС в общем объеме выработки электроэнергии по РФ в Одна тыща девятьсот девяносто восемь году составила 12,8%, в Одна тыща девятьсот девяносто девять году – 14,2%. Толика выработки АЭС в европейской части РФ – 30%.

Толика поставки электроэнергии АЭС на федеральный оптовый рынок энергии и мощности (ФОРЭМ) – 40%, такая же толика поставки электроэнергии АЭС на экспорт. Толика поставки электроэнергии АЭС по регионам: энергозона Центрально-Черноземного региона – 60%, энергозона Северо-Запада – 41%, Чукотский автономный округ – 70%.

Коэффициент использования установленной мощности (КИУМ), средний по всем АЭС, составил в Одна тыща девятьсот девяносто восемь году 55,6 процента; в Одна тыща девятьсот девяносто девять году – 64,5%, в первой половине Две тыщи года КИУМ превысил 70%.

Обеспечение безопасности действующих АЭС – центральная задачка атомной энергетики, которая решается выполнением длительных мероприятий, предусмотренных в соответственных планах модернизации.

Проводимые исследования по безопасности и экологической эффективности энергоблоков действующих АЭС, в том числе реакторных установок, проявили принципную возможность продолжения эксплуатации энергоблоков АЭС сверх назначенного срока службы по последней мере до 10 лет за счет проведения соответственного комплекса работ для каждого энергоблока.

Наша родина имеет уникальный опыт эксплуатации реакторов на стремительных нейтронах – БН-350 и БН-600 (безаварийная работа в течение 20 лет).

На стадии высочайшей степени достройки находится 5 энергоблоков: на Ростовской АЭС – два блока с ВВЭР-1000, на Калининской АЭС – ВВЭР-1000, на Балаковской АЭС – ВВЭР-1000 и на Курской АЭС – РБМК-1000.

Основными задачками на ближайшую и долгосрочную перспективу являются: надежное и конкурентоспособное снабжение потребителей термический и электронной энергией, обеспечение неопасной эксплуатации действующих АЭС, создание АЭС третьего поколения завышенной безопасности, надежное обеспечение атомных станций ядерным топливом, подготовка к созданию замкнутого топливного цикла и сжиганию долгоживущих радиоактивных товаров облученного (отработавшего) горючего, разработка отменно новых многообещающих энергоблоков на принципах естественной безопасности и создание критерий для перехода к крупномасштабному развитию атомной энергетики, поддержание и развитие соответственной экспериментальной базы.

Решение этих задач дозволит обеспечить экономию органического горючего, сначала нефти и газа, понижение техногенного воздействия на окружающую среду, развитие научно-технического потенциала, сохранение имеющихся и создание новых рабочих мест, расширение экспортных способностей страны и интернациональной кооперации в атомно-энергетической сфере.

Ядерная энергетика РФ в будущем столетии

В отрасли, как и в экономике РФ в целом, сохраняется переходный нрав экономических отношений, в каких нарождающиеся рыночные структуры трудно и с большенными трудностями встраиваются в технологически и организационно обусловленные и устойчивые до сего времени связи и дела меж промышленными предприятиями, НИИ (КБ) и структурными подразделениями Центрального аппарата Минатома РФ. Необходимость оптимального сочетания принципов и подходов рыночной экономики с прямым муниципальным регулированием определяет специфику переходного периода для Минатома РФ. Действенные способы муниципального воздействия на развитие ядерно-оружейного, ядерно-энергетического и ядерно-топливного комплексов РФ внедряются в критериях практического отсутствия экономного финансирования инвестиций в отрасли.

• модернизация и создание современных систем и оборудования для обеспечения неопасной и надежной эксплуатации действующих АЭС;

• внедрение систем управления качеством и охраны среды на базе ISO Девять тыщ и ISO 14000;

• улучшение воззвания с радиоактивными отходами на АЭС и площадках НИИ; • сохранение рационального комплекса теплофизических щитов для обоснования безопасности действующих и вновь проектируемых АЭС;

• научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по обоснованию безопасности АЭС с реакторами последнего поколения.

В области модернизации действующих АЭС будет продолжена реализация мероприятий, направленных на увеличение безопасности энергоблоков действующих АЭС и продление их назначенного срока службы, также подготовка к выводу из эксплуатации энергоблоков АЭС после прекращения деяния лицензии на эксплуатацию.

В области достройки блоков высочайшей и средней степени готовности и строительства АЭС предусматривается:

• окончание начатого и расконсервированного строительства 1-го и 2-го энергоблоков Ростовской АЭС, 3-го энергоблока Калининской АЭС, 5-го энергоблока Курской АЭС, 5-го энергоблока Балаковской АЭС, продолжение строительства 4-го энергоблока Белоярской АЭС с реактором БН-800;

• формирование беспристрастного публичного представления по дилеммам атомной энергетики на базе экономически и экологически обоснованной политики ее развития.

В области строительства новых АЭС подразумевается:

• сооружение референтных блоков последнего поколения;

Восемь объектов атомной энергетики, размещенных в энергосистемах европейской части России – Северо-Запада, Центра, Поволжья, Урала обеспечивают вместе с объектами РАО «ЕЭС России» бесперебойное электроснабжение потребителей в 30 5 из 50 восемь субъектов России, дефицитных по горючему и не обеспеченных электроснабжением.

• строительство объектов малой энергетики;

• оказание технического содействия и строительство АЭС за рубежом.

В области топливообеспечения АЭС предусматривается:

• обеспечение действующих АЭС ядерным топливом с высочайшими показателями безопасности, эксплуатационной надежности и маневренности;

• улучшение активных зон и топливных циклов действующих АЭС;

• разработка активных зон и топливных циклов АЭС последнего поколения, в том числе с внедрением смешанного уран-плутониевого горючего в реакторах типа БН;

• начало перехода на сухие хранилища ОЯТ;

• отверждение водянистых ВАО;

• развертывание НИОКР по технологии замкнутого топливного цикла с радиационно-эквивалентным захоронением РАО и с технологической поддержкой режима нераспространения.

Ядерная энергетика РФ в будущем столетии

Главные задачки атомной энергетики до Две тыщи 20 года – модернизация и продление назначенного срока службы ядерных энергоблоков до 40–50 лет, воспроизводство выбывающих и строительство новых АЭС с целью насыщенного замещения сжигания газа и мазута в электроэнергетике с повышением толики атомной энергетики в производстве электроэнергии в РФ до 25% от общей выработки.

Более многообещающими регионами размещения АЭС по технико-экономическим показателям являются районы европейской части РФ (в особенности Северо-Запад, Центр и Северный Кавказ) и Далекого Востока.

С учетом высочайшей инерционности развития производительных сил основная потребность в электроэнергии (65–70 процентов) сохранится в европейской части страны.

Смещение газодобывающих баз в северные районы Сибири, повышение расстояния и цены транспортировки газа к главным центрам топливопотребления европейской части предназначают концентрацию главных работ по развитию атомной энергетики конкретно на местности европейской части РФ. Все же Программкой предусматривается сооружение энергоисточников малой мощности на ядерном горючем для энергообеспечения удаленных районов Последнего Севера и Далекого Востока.

Новый шаг экономических реформ сформировывает предпосылки для экономического подъема и глубочайшей оживленной перестройки структуры хозяйства в согласовании с реальными публичными потребностями, технологическими способностями, требованиями экономической эффективности и устойчивого развития, социальной ориентированности и экологической безопасности. Врубается настоящий вектор экономического реформирования – увеличение эффективности производства и хозяйствования, рост благосостояния работников отрасли. Наступающий шаг экономических преобразований стратегически ориентирован на подготовку критерий для вступления в перспективе в информационную (постиндустриальную) стадию развития. На этом шаге Минатом РФ призван выполнить одну из главных задач по созданию центров консолидации экономики страны и усилению регулирующей функции страны, которая никак не сводится к той либо другой форме либо степени вмешательства страны в экономическую жизнь, но содержит значительно более глубочайшие положения и элементы регламентации хозяйственной жизни.

Важной хозяйственной функцией Минатома РФ становятся всемерное содействие и активное стимулирование расширенного воспроизводства на всем промышленном фронте атомной отрасли по аспекту равновесного ее развития при поддержке и защите со стороны Министерства интересов производителей, повышении инноваторского нюанса структурно-воспроизводственной деятельности, также при размеренном наращивании потенциала стратегических для отрасли ресурсов (кадрового, научного, технико-производственного, сырьевого и др.).

Страна не должна зависеть от забугорного производителя в ТЭК при падении добычи сначала газа, нефти.

В состав Минатома РФ входят:

• внедрение CALS эталонов и технологий.

Таковы стратегические ориентиры развития главных комплексов и экономического подъема Минатома РФ в целом.

Основными направлениями деятельности отрасли, окутанными разработанной в отрасли всеохватывающей Программкой развития Минатома РФ, являются:

• ядерно-оружейный комплекс, атомная энергетика, ядерно-топливный цикл, атомная наука, экология, экспорт, интернациональная деятельность, конверсия, социальные препядствия, экономика и управление, кадры, государственное управление, обеспечение, региональные вложения.

В недрах отрасли вызревают и формируются зерна корпоративной экономики, и всеохватывающая Программка построена с ориентацией на перспективу образования нескольких больших российских компаний как системообразующей и действенной базы атомной промышленности грядущего, опирающейся на технологическую мощь атомного машиностроения, передовые заслуги науки и техники, денежный и инновационно-инвестиционный потенциал.

Действенная реализация Программки базируется на современном менеджменте, применении новейших информационных технологий и сопровождается активным маркетингом.

• разработка и реализация единой технической политики в отрасли в области информационных технологий;

В сложившихся критериях нужны срочные структурно-экономические и институциональные преобразования, которые должны быть нацелены на реальное возвращение ядерному топливно-энергетическому комплексу отрасли корпоративного статуса с полным госконтролем и кардинальное увеличение социально-экономической и коммерческой эффективности комплекса.

• увеличение обоснованности и свойства принимаемых управленческих решений;

Регулирующий орган (Минатом РФ) проводит единую политику в управлении и контроле за движением ядерных материалов, производит эффективную реализацию промышленной, технологической и инноваторской политики, компанию деятельности по соблюдению интернациональных обязанностей и гарантий в области ядерных технологий. Как муниципальный орган управления внедрением атомной энергии Минатом РФ управляет деятельностью государственных лабораторий ЯОК и ядерной наукой, оборонным созданием, проводит единую политику в области стандартизации, лицензирования, законо- и нормотворчества, сертификации и свойства. Минатом РФ как муниципальный орган несет ответственность за безопасность и охрану ядерных объектов, физическую защиту и экологию, связанные с деятельностью компаний отрасли, предупреждение и ликвидацию последствий ядерных и радиационных аварий.

В целом Минатом РФ производит проведение единой гос политики развития ядерного комплекса страны и решает сложную стратегическую делему соблюдения баланса интересов страны и хозяйствующих субъектов ядерного топливно-энергетического комплекса.

Реформирование атомной отрасли базируется на развитом ядре (ядерно-энергетическом и ядерно-топливном комплексах), диверсификации, внутрикорпоративном трансферте инфы, познаний, технического опыта, неповторимости отраслевого набора технологий. Модель диверсификации для атомной отрасли строится на базе широкой номенклатуры конверсионной продукции и классической продукции народно-хозяйственного предназначения. Формирование многоотраслевой модели компании позволяет лучшим образом воплотить научно-технические, производственные, сбытовые заделы, дает значительную экономию при многоцелевом использовании производственных мощностей и удовлетворяет разнообразные потребности рынка.

Формирование новейшей структуры Минатома РФ должно происходить на базе последующих принципов:

• сохранение за Министерством функций муниципального регулирования хозяйственной деятельности отрасли при одновременном снятии функций хозяйствующего субъекта;

• бесспорное сохранение на корпоративных началах имеющихся в отрасли технологических циклов и производственных связей;

• обеспечение научно-технического прогресса и поддержание продвижения результатов НИР в создание;

• увеличение эффективности управления имуществом методом использования рыночных устройств и денежных инструментов;

• создание информационно-управляющих систем, обеспечивающих решение задач управления отраслью на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях с учетом определенной ситуации и в реальном масштабе времени;

В отрасли действует мощная инфраструктура, предприятия которой образуют разветвленный современный обеспечивающий комплекс. Сотворена система резвого реагирования на нештатные ситуации и трагедии (при малой их вероятности) на всех шагах производственного процесса, и сначала при производстве электроэнергии на атомных станциях.

Суровым основанием для реформирования отрасли является неэффективное внедрение главных средств.

Минатом РФ всей собственной деятельностью нацелен на решение этой архиважной для страны препядствия.

– 100 50 восемь унитарных компаний и организаций, в том числе:

• муниципальные предприятия – 132;

• учреждения – 26;

– Шестьдесят четыре дочерних предприятия,

– Двести семь компаний с различной организационно-правовой формой,

Основанием для перехода в управлении отраслью на новые информационные технологии служит беспристрастный рост познаний (инфы) в мире, существенно более резвый, чем экспоненциальный, в таких сферах, как ядерная физика и техника, атомная промышленность. Расширение и обновление номенклатуры овеществляемых познаний (диверсификация, конверсия) приводят к усложнению атомного комплекса в целом. Сложность комплекса определяется числом устойчивых связей меж его объектами (ОАО «ТВЭЛ», ГП «Росэнергоатом», ДЯТЦ, АО «Атомредметзолото» и др.). Принимая во внимание, что число связей, либо информационных каналов, вырастает приблизительно пропорционально квадрату объема производства в отрасли, ее сложность в наиблежайшее десятилетие возрастет в = 100 раз. Беря во внимание связи в цепочке «наука–производство», сложность атомного комплекса окажется еще большей.

– 50 6 (+7) акционерных обществ с толикой федеральной принадлежности, в том числе:

• Три акционерных общества со 100% уставным капиталом;

• Четыре акционерных общества с уставным капиталом от 50 до 100%;

Развитие такового массивного промышленного и энергетического комплекса в критериях коренных экономических преобразований в стране и перехода к рыночным отношениям на всем хозяйственном пространстве, в том числе и в главных областях русской экономики (таких, как атомная энергетика и индустрия), сопровождается углублением структурных преобразований, которые обхватывают реформирование ЯОК и ЯЭК, структурно-инвестиционное стимулирование и интенсификацию инноваторской деятельности, селективную поддержку и общую активизацию социально-экономического развития.

• Три акционерных общества с уставным капиталом 20% и ниже;

• в Одиннадцать акционерных обществах употребляется особое право – «золотая акция». Намеченные Программкой преобразования позволят прирастить поступление доходов в бюджет, повысить эффективность управления федеральным имуществом, улучшить управленческие издержки, сделать лучше финансово-экономические характеристики компаний и повысить их конкурентоспособность, реструктурировать и повысить реализацию неликвидных активов. В целом улучшится вкладывательный климат в отрасли за счет сотворения встроенных компаний в более многообещающих сферах бизнеса.

Улучшение управления отраслью с неизбежностью ведет к внедрению в практику координации, контроля и принятия управленческих решений информационного порядка реализации равновесного развития отрасли, также выработанной системы методических основ управления взаимосвязанными комплексами корпоративной структуры, восстанавливаемой в отрасли.

– 20 6 муниципальных учреждений,

Рост трудности отраслевого хозяйства приводит к определенному повышению числа занятых в информационно-управленческой сфере за счет уменьшения числа занятых в вещественном производстве. Эта тенденция оправданна, и разъясняется она растущей энерговооруженностью, механизацией и автоматизацией производственного труда (улучшающейся инструментальной оснащенностью рабочего). Компьютеризация управленческого труда в отрасли становится в силу произнесенного императивом грядущего периода ее развития и реформирования.

Что все-таки представляет собой атомная ветвь нашей страны? Сейчас это один из больших промышленных комплексов, накрепко обеспечивающий электроэнергией и теплом значительную долю потребностей, в особенности в европейской части местности России.

В текущее время в атомной отрасли обозначилась приметная структурная разобщенность компаний ядерно-топливного и энергетического комплексов, при которой конечные в поочередной цепи сотворения коммерческого продукта предприятия присваивают всю разницу меж ценой продукции на рынке и ее реальной себестоимостью. Извлечение общеотраслевого дохода, основанного на комплексе технологий, сделанных за долгую историю отрасли узенькой группой компаний, не сопровождается необходимыми объемами вложений в собственное развитие. Такая ситуация обрекает ветвь на постепенную утрату в перспективе рынка.

• создание инфраструктуры всеохватывающей информатизации отрасли;

• разработка советов по оптимизации функционирования систем управления разными объектами отрасли;

• увеличение доходов федерального бюджета в итоге деятельности атомной отрасли;

• формирование одного информационного места отрасли;

• развитие интернационального сотрудничества в сфере информатики на базе конкретного взаимодействия с забугорными фирмами и организациями;

• создание действенной системы подготовки управленческих кадров профессионалов по информатике.

Внедрение информационных технологий осуществляется в отрасли по последующим фронтам:

• разработка эталонов на информационные технологии для внедрения в отрасли;

• выполнение консалтинговых проектов по увеличению эффективности деятельности Министерства, холдингов, компаний отрасли;

• обеспечение эксплуатации и рационального развития исследовательских реакторов и экспериментальной базы при проведении работ в обоснование безопасности действующих и вновь проектируемых АЭС;

• разработка информационных систем поддержки управления отраслью на всех уровнях на базе балансов ресурсов и задач;

• разработка семейства программных товаров «ЭталонАтомЄ», реализующих управлений фондами и ресурсами на уровне Министерства, холдингов, компаний отрасли, внедрение прогнозно-аналитических систем поддержки принятия решений на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях;

Сразу Минатом РФ согласно Концепции государственной безопасности России «в интересах предотвращения злости хоть какого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия», обеспечивает увеличение эффективности потенциала ядерного сдерживания. Россия должна владеть ядерными силами, способными гарантированно обеспечить нанесение данного вреда хоть какому государству-агрессору.

Результатом выполнения обозначенных задач должны быть:

• оптимизация использования ресурсов, понижение издержек, увеличение производительности труда, уровня технологической дисциплины, увеличение свойства продукции, и из-за этого достижение уровня производства продукции на 1-го работающего в отрасли до 100 тыс. $ в год;

Корпоративная структура достигнула в мире той высочайшей степени эффективности, которая определила сегодняшний экономический уровень продвинутых стран. Большие компании являются основой промышленного потенциала этих государств. Главный особенностью современных больших компаний, соответствующей и для Минатома РФ, является развитая диверсификация, базирующаяся на маленьком числе базисных технологий в сочетании со обилием разнородных технологий и очень широким диапазоном выпускаемой продукции. Минатом РФ в целом относится к автономным многоотраслевым комплексам, построенным, обычно, по принципу вертикальной интеграции с замкнутым циклом производства конечного продукта. Во всех корпорациях независимо от их структуры планирование и управление играют главную роль. Повышенное внимание при всем этом уделяется развитию внутрикорпоративного (отраслевого) программно-целевого управления и текущего оперативного планирования. Такое планирование содержит в себе и планирование внутрифирменных стоимостных и бартерных расчетов, трансфертных цен для перераспределения получаемых прибылей в интересах компании в целом и страны.

• увеличение уровня управленческой культуры менеджеров всех уровней;

• понижение толики рутинных и ручных операций в управленческой деятельности.

В составе Минатома РФ выделяются четыре главные подотрасли: ядерно-оружейная, ядерно-энергетическая, ядерно-топливного цикла и комплекс ядерной науки, включающий фундаментальные, поисковые и прикладные НИР.

Все есть основания быть уверенным в том, что преодолению проблем на переживаемом очень сложном шаге эпохального пути российского «атомного проекта» будут подчинены все силы отрасли – от Министра и его организационно-мозгового штаба до рабочего и научного сотрудника, на чью долю (и долю всех работников отрасли) выпала льгота пережить новый созидательный ренессанс атома в наступающем тысячелетии