Ядерная энергетика в Беларуси и вызовы государственной безопасности

Безнадежным мы называем то положение, обычный и ясный выход из которого нам не нравится. Станислав Лем.

Резкий скачок уровня неопределенности в региональной и глобальной финансово-экономической и энергетической системах, обострение препядствия безопасности поставок энергоресурсов и, как следствие, энергообеспечения, вдохновляет к тому, чтоб снова, исходя из новейшей, уже изменившейся обстановки, проанализировать все «за» и «против» строительства АЭС в Республике Беларусь и взвесить вероятные кандидатуры с тем, чтоб избежать ненужных осложнений:

Создание АЭС и ядерного сектора энергетики в стране тянет за собой необходимость конструктивной трансформации всей системы государственной безопасности, что подразумевает значительную дополнительную нагрузку на имеющиеся ресурсы.

Организационные, вещественные, технологические и людские ресурсы не только лишь нуждаются в существенном усилении и адаптации к новым условиям, да и в образовании целого ряда новых подсистем. Не считая того, что принципно принципиально, будет нужно обеспечить их согласованное и действенное функционирование как одного целого.

В то же время, по последним оценкам, требуется само мало 5 лет для того, чтоб сделать правовую инфраструктуру для ядерной энергетической программки, от Два до 10 лет – чтоб провести лицензирование, и около 5 лет – чтоб выстроить АЭС. Итого – более Пятнадцать лет до того момента, когда в стране, где ранее не было требуемой инфраструктуры, в первый раз сумеет быть введена в эксплуатацию атомная электрическая станция.

В силу данных событий ядерная безопасность в современном мире обеспечивается совместными усилиями как государственных, так и интернациональных устройств. Беларусь является участницей около 20 интернациональных соглашений в области ядерной и радиационной безопасности, таких, как Контракт о нераспространении ядерного орудия (ДНЯО), конвенции о ядерной безопасности, о физической защите ядерного материала, о борьбе с актами ядерного терроризма и др.

Но в связи с возникновением АЭС будет нужно провести значительную работу по переводу системы учета и контроля ядерных материалов, также их физической защиты на отменно более высочайший уровень. Все это подразумевает целый ряд поочередных шагов – таких, как наращивание нужной нормативно-правовой и организационно-технической базы, окончание комплектования вновь сделанных структур: Госатомнадзора (Министерство по чрезвычайным ситуациям) и Департамента по ядерной энергетике (Министерство экономики) спецами, формирование новых подразделений в МЧС и МВД, подготовка профессионалов для работы на АЭС и ее обслуживания и почти все другое.

АЭС в плену «циклов нерешения проблем»

Как представляется, более уязвимыми местами проекта белорусской АЭС являются средне- и долгосрочное планирование и прогнозирование. Судя по легкодоступным публикациям, данные нюансы оказались недостаточно верно проработаны. Это касается сначала кумулятивного эффекта от нарастания причин неопределенности в итоге неблагоприятного наложения нескольких циклов: цикла мирового экономического кризиса (неведомые величины – длительность, нрав и последствия кризиса); цикла финансирования строительства АЭС и ее введения в эксплуатацию (неведомые величины – объемы, стабильность, гарантированность финансирования; степень вероятного удорожания строительства и его длительность); циклов колебания цен на энергоэлементы и исчерпаемости ресурсов ядерного горючего и цикла старения и обновления базисных энергетических технологий (неведомые величины – длительность, виды и эффективность научно-технических нововведений).

• отложить начало строительства АЭС до стабилизации интернациональной финансово-экономической среды и проявления подходящих всеохватывающих тенденций развития ситуации в стране и мире (динамику цен и доступность энергоресурсов, реальную обеспеченность финансирования проекта, геополитические и другие главные причины);

Строительство: Две тыщи 10 – 2016-2019 гг.

Ядерная энергетика в Беларуси и вызовы государственной безопасности

Тесты и ввод в эксплуатацию (оценочно – около Один года): 2017-2020 гг.

Промышленная эксплуатация (оценочно – до Шестьдесят лет): 2077-2080 гг.

Полная остановка реакторов, вывод из эксплуатации и разборка (оценочно – до 40 лет и поболее): 2099-2140 гг.

К поиску точек выхода

Окончательная утилизация радиоактивных отходов и захоронение

отработанного горючего (метод и временные рамки не определены): начиная с (. )

Специальные особенности ядерной энергетики – очень жесткие требования к условиям обеспечения безопасности в связи с завышенными по сопоставлению с классическими источниками эксплуатационными рисками, также особенная опасность ядерных материалов и технологий исходя из убеждений риска их распространения и злостного использования.

Если применить эту временную шкалу к Беларуси, то выходит. что при подходящих критериях станция сумеет начать работу на ранее Две тыщи 20 5 года. Но, согласно знатным экспертным прогнозам, через 30-50 лет ожидается возникновение существенно улучшенных и поболее неопасных и действенных энергетических технологий, включая ядерные. А это будет означать, что даже не достигнув середины собственного актуального цикла, белорусская АЭС возможно окажется устаревшей и не будет соответствовать отменно новым эталонам безопасности и эффективности.

В финансово-экономическом плане цена сотворения АЭС в Беларуси соизмерима с размером муниципального бюджета (плюс выплата процентов по наружным заимствованиям) при значимом росте наружного долга. Не считая того, как указывает глобальная практика, цена выведения станции из эксплуатации может составить 40 % и поболее от цены ее строительства. Это долголетний процесс, в процессе которого персонал станции, ее системы и, соответственно, вся инфраструктура жизнеобеспечения должны продолжать свое функционирование.

В плане государственной безопасности требуется сделать очень накладную новейшую инфраструктуру ядерной безопасности, выполнить глубокую перестройку и переоснащение системы государственной безопасности, ее нормативно-правовых, организационно-технических частей, также организовать специальную систему подготовки и переподготовки профессионалов. Вся система государственной безопасности подвергнется значительному напряжению, дополнительной нагрузке, и значимая ее часть будет «работать на станцию».

Ядерная энергетика в Беларуси и вызовы государственной безопасности

Исходя из убеждений экологии возникает новый регион с особенным режимом экологической/радиационной безопасности (в дополнение к территориям, подвергшимся радиоактивному инфецированию в итоге трагедии на Чернобыльской АЭС), который станет источником возможных рисков для страны и центральноевропейского субрегиона. АЭС привносит в процесс развития всей социоприродной системы Беларуси принципно новый, владеющий значимым потенциалом воздействия, в том числе небезопасного по своим последствиям, техногенный цикл длительностью более чем в 100 лет.

Эксплуатация станции – само по себе очень рискованное предприятие, при котором ряд суровых заморочек, не имеющих на сегодня хороших и, что самое главное, неопасных решений, будут «импортированы» в итоге реализации очень дорогостоящего и экологически рискованного проекта и «подарены» следующим поколениям в надежде, что «к тому времени» нужные технологии появятся.

До сего времени не найдены методы надежного и неопасного окончательного захоронения радиоактивных отходов и отработанного ядерного горючего. При предстоящем развитии ядерной энергетики в мире цена временного хранения, переработки и захоронения отходов будет возрастать, а именно, при использовании в этих целях услуг других стран либо их консорциумов.

В конце концов, ожидаемый 25-процентный вклад АЭС в белорусский энергетический «микс» – это, естественно, много, да и не панацея. В плане энергетической безопасности произойдет не столько ее укрепление либо диверсификация поставщиков энергоэлементов, сколько подмена определенной толики зависимости страны от поставок газа на новейшую зависимость от русских ядерных материалов и технологий и know-how (в дополнение к кредитной привязке). А это, в свою очередь, содействует зависимости политической.

Временное хранение радиоактивных отходов на местности АЭС (метод и временные рамки не определены): начиная с (. )

Вячеслав Поздняк

«Идеальный» актуальный цикл белорусской АЭС без поправок на возможные отягощения смотрится последующим образом:

• сконцентрировать имеющиеся ресурсы на реализации и совершенствовании уже принятых программ по сбережению энергии и развитию обычных и других источников энергообеспечения;

• разглядеть складывающийся диапазон способностей регионального сотрудничества с целью укрепления энергобезопасности страны, включая вопрос о необходимости подключения к энергетическим проектам в регионе, в том числе роль в строительстве и следующем использовании АЭС в Литве (либо Балтийской АЭС в Калининградской области);

• активизировать внешнеполитические усилия страны по созданию многостороннего интернационального механизма решения энергетических заморочек (в т.ч. развитие новых энергетических технологий) и включению Беларуси в формирующиеся инициативы и многообещающие форматы такового сотрудничества.